Тема: «День конституции РФ»
Проведено: 12 декабря 2019 год.
Подготовила и провела: Скрипникова Е.Ю.
Цель: Формирование у детей представлений о понятиях: «Конституция», «Право», «Обязанность»
Задачи:
- формировать представления детей о Конституции РФ, гражданских правах и обязанностях;
- познакомить детей с некоторыми гражданскими правами и обязанностями;
- развивать умение рассуждать и высказывать свое мнение;
- развивать познавательный интерес к своей стране и ее законам.
Оборудование: компьютер, презентация, проектор, мультимедийная установка, колонки.
Ход мероприятия:
1. Орг.
- Как вы думаете, о чем мы с вами будем сегодня говорить?
(О дне Конституции.)
- Ребята, у нашего народа много праздников и памятных дат. Одной из таких дат является 12 декабря. В этот день вся страна отмечает
День Конституции.
( Конституция – это основной закон государства.) Конституция РФ (от лат. Constitutio – устройство) – это самый главный закон страны, в котором описаны все права и обязанности граждан нашей страны. Его обязаны соблюдать все: и президент, и взрослые, и дети.
2. Рассказ о Дне Конституции РФ.
- Сегодня 12 декабря. В этот день наша страна отмечает праздник День Конституции. Конституция – это основной закон нашего государства, который закрепляет права и свободы человека и гражданина, столицу государства и государственную символику.
- Для того, чтобы люди в стране могли работать, отдыхать, учиться, нужны законы.
- Как вы думаете, как и кто придумал конституцию? (Народ, ученые)
- Сначала Конституцию придумали и записали ученые. Потом состоялся референдум (всенародный опрос, голосование по важному государственному вопросу), где каждый гражданин мог проголосовать. Оказалось, что большинство граждан согласно. Так была принята наша Конституция.
- Что сказано в нашей Конституции?
- В нашей Конституции, во-первых, сказано, как должно быть устроено наше государство и что для него самое главное. В Конституции сказано: человек, его права и свободы являются высшей ценностью, самым главным. Это значит, что государство должно делать все, чтобы жизнь наших людей, нас с вами становилась все лучше и лучше.
- Во-вторых, объявляется, что наше государство считает своей обязанностью защищать не только права своих граждан, но и права любого человека, даже если он не гражданин РФ.
-В Конституции РФ записаны наши права, свободы и обязанности.
-Ребята, как вы думаете, что такое право и что такое обязанность? В чем их различие? (Право – это узаконенная возможность что-нибудь делать, осуществлять, а обязанность – это действия, которые граждане обязаны (должны) делать.) В этом состоит их различие.
В Конституции правам и обязанностям человека отведена целая глава, включающая в себя более 50 статей, причем права даются в совокупности со свободами.
-Какими же правами обладает, и какие обязанности должен исполнять гражданин России?
• Каждый человек имеет право на свободу слова
• Каждый человек имеет право на бесплатное образование
• Каждый человек имеет право на работу
• Каждый человек имеет право на бесплатную медицинскую помощь
• Каждый человек имеет право на собственную неприкосновенность
• Каждый человек имеет право на неприкосновенность его жилья и имущества
- А теперь, давайте попробуем применить конституцию к сказкам.
Я буду задавать вопросы, а вы попробуете отгадать сказку и героя.
- В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? («Колобок»).
- В какой сказке, и кто нарушил право на свободу, свободный труд за вознаграждение и держал кукол в рабстве? ( «Приключение Буратино.», Карабас – Барабас).
- Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба Яга).
- Кто нарушил право на свободу и держал Кая в холодном плену? (Снежная Королева).
- Кто пользовался правом вести подсобное хозяйство и вырастил гигантский урожай? (Дед из сказки «Репка»).
- В нашей Конституции много законов, но есть статья 43, которая имеет непосредственное отношение к вам, школьникам: «Каждый человек имеет право на образование.»
- Какие же права есть у вас, школьников? (Ответы детей). Давайте проверим!
- Право на учебу.
- Право на отдых между уроками.
- Право на каникулы.
- Право на занятия в кружках и секциях.
- В Конституции записаны не только права, но и обязанности.
- Какие же обязанности у школьника?
- Уважать друг друга.
- Культурно вести себя.
- Ходить опрятным.
- Выполнять устав школы.
3. Символы государства.
- Как уже было сказано, в конституции закреплена символика РФ. У каждой страны на Земле, у каждого государства есть свои символы.
- Я – учитель и гражданин РФ, а вы ученики и тоже являетесь гражданами РФ. Все мы должны знать и почитать символы своего государства.
- Какие символы государства вы знаете? (Герб, флаг, гимн)
- Герб – официальная эмблема государства, изображаемая на печатях, денежных знаках и документах. Двуглавый орел – главная фигура государственного герба России. Это символ вечности. Две головы орла символизируют единство страны.
- Ребята, а где можно увидеть герб РФ? (паспорт, полицейские машины и тд.)
- Государственный флаг – это символ свободы, независимости, самостоятельности государства. Цвета: Белый цвет означает мир, чистоту, непорочность; синий – цвет постоянства; красный цвет символизирует энергию, силу и кровь, пролитую за Отечество.
- А что такое гимн, и знаете ли вы, в каких случаях он звучит?(Ответы детей). Гимн – это торжественное музыкальное произведение, песня, посвященная своей Родине, это символ государства, его должен знать и почитать каждый гражданин России. Гимн звучит перед началом важных мероприятий, в дни торжественных праздников, парадов, в случаях победы спортсменов на международных соревнованиях. Его исполнение сопровождается знаками наивысшего уважения – все встают, мужчины снимают головные уборы.
- Ребята, а какие чувства вы испытываете, слушая слова и музыку государственного гимна нашей страны? (Гордость, радость.)
- Наш гимн написали: композитор А. В. Александров и поэт Сергей Михалков. ( Звучит гимн России. Дети слушают стоя.)
4. Подведение итогов.
- Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая и проверит ваши знания. Я называю праздник – вы его дату.
Новый год (1 января)
День защитника Отечества (23 февраля)
День Победы (9 мая)
День России (12 июня)
Международный женский день (8 марта)
День конституции (12 декабря)
- Наше мероприятие подошло к концу. Я думаю, что оно было полезно для вас. Вы многое узнали о Конституции, о правах и обязанностях граждан.
Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и многое уметь. Постепенно вы научитесь всему, узнаете о всех законах, сможете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, научитесь ценить чужой труд, уважать окружающих вас людей, сможете гордиться страной, в которой живете.
Вы – будущее нашей Родины. Вам строить новую Россию, преумножать ее славу и беречь ее богатства. |