Образование детей с ОВЗ и инваидностью
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Особые образовательные потребности возникают у детей тогда, когда в процессе их обучения возникают трудности несоответствия возможностей детей общепринятым социальным ожиданиям, школьнообразовательным нормативам успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения.
Эти особые образовательные потребности ребенка требуют от школы предоставления дополнительных или особых материалов, программ или услуг. Включение детей с особыми образовательными потребностями - детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с особенностями развития - в образовательный процесс в школах общего типа по месту жительства – это сравнительно новый подход для российского образования.
Образовательная политика России ориентирована на инклюзию как на принцип изменения социальных отношений в образовании.
Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой ВСЕ дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку.
В соответствии с федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Информация для родителей по оказанию образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья в школе
В соответствии с Законом об образовании (ФЗ №273-ФЗ от 29,12,2012) в образовательных организациях осуществляющих начальное общее, основное общее и среднее общее образование (школах) обеспечивается доступность образования детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья:
Для детей с ограниченными возможностями здоровья доступны различные формы получения образования в различных образовательных учреждениях:
- обучение совместно с другими обучающимися
- обучение в отдельном классе обычной школы,
- обучение в специальной школе,
- индивидуальное обучение на дому,
- обучение в негосударственном образовательном учреждении (организации)
Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на дому в школе по месту жительства и зачисление детей в средние общеобразовательные школы «Школы надомного обучения» осуществляется по медицинским показаниям в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (ИПР) по заключению педиатрического бюро медико-социальной экспертизы (для детей-инвалидов) или по заключению клинико-экспертной комиссии медицинских учреждений системы здравоохранения. Обучающие выводятся на индивидуальное обучение на дому в соответствии с перечнем заболеваний, указанных в письме Министерства просвещения РСФСР и Министерства здравоохранения от 8/28 июля 1980 года № 281-М/17-13-186.
Родители могут выбрать и обучение в форме семейного образования Названные в статье 10 Закона РФ «Об образовании» очно-заочная (вечерняя), заочная форма получения образования, экстернат, с использованием дистанционных образовательных технологий, самообразование вряд ли могут рассматриваться как подходящие для получения общего образования детей с особенностями развития, для которых задача социализации выходит на первый план.
Допускается сочетание различных форм получения образования.
Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Материально-технические условия обеспечивают соблюдение:
санитарно-гигиенических норм образовательного процесса с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т. д.);
возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к объектам инфраструктуры образовательного учреждения.
санитарно-бытовых условий с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены и т. д.);
социально-бытовых условий с учетом конкретных потребностей ребенка с ОВЗ, обучающегося в данном учреждении (наличие адекватно оборудованного пространства школьного учреждения, рабочего места ребенка, и т.д.);
пожарной и электробезопасности, с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении.
А) Статистическая инфорация о численности детей с ОВЗ и инвалидностью
Б) Описание созданных специальных условий
- основное образование
- обучение на дому
- обучение с применением дистанционных технологий
- дополнительное образование
В) Информациогго-методическая информация для родителей и специалистов
сайт минобразованиея Ростовской области с нормативно-правовой информацией
Г) Информация о психолого-педагогическом сопровождении
- информация об учреждениях, в которых возможно оказание квалифицированной психолого-педагогической помощи детям
- ПМПК
- ресурсные центры Ростовской области
- ссылка на сайт ЦПМС Неклиновского района
- ОВЗ.РФ
- Портал для родителей и педагогических работников по вопросам образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью
Д) Иная информация
- проекты и конкурсы, касающиеся вопросов инклюзивного и специального образования
- представление лучших практик инклюзивного и специального образования имеющихся в муниципальном образовании
- взаимодействие с общественными организациями инвалидов (РРО ВОГ, РРРО ВОС, РРО ВОРДИ и др.), родителей детей-инвалидов и др.;
- сотрудничество с некоммерческими социально-ориентированными организациями (СОНКО) в вопросах образования, психолого-педагогического сопровождения, социализации детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
- методические рекомендации по организации образовательного процесса для детей с овз
- Виды ЗПР
- Информация о существующей практике развития инклюзивного образования
- Методические рекомендации по организации образовательного процесса для детей с овзметодические рекомендации по организации образовательного процесса для детей с овз
- Особенности психического развития у детей с ЗПР
- План работы ППК на 19-20 год
- Положение о надомном обучении
- Положение о ППК
- Положение о раб.пр.с ОВЗ и умственной отсталостью
- Положение организации инклюзивного образования №1
- Положение организации инклюзивного образования №2
- Постановление №7 от 21.12.2017 о надомном обучении
- Приказ минобра 1082 от 20.09.2013
- Приказ РУО 111 от 28.02.2019
- Рапоряжение Минпросвещения №Р-93 от 09.09.2019
- Рекомендации Минпросвещения ТС-42107 от 08.02.2019
- Паспорт доступности ОСИ
- Акт обследования ОСИ к Паспорту доступности ОСИ