В нашей школе прошло тестирование на функциональную грамотность среди учеников 8-9 классов. Тестирование проходило по 3 направлениям:
- Читательская — чтение и понимание текста (в том числе формулировки задачи, инструкции, вопроса);
- Математическая — не только расчеты, но и логичность, структурность мышления;
- Естественно-научная — умение объяснять различные явления с научной точки зрения, использовать исследовательские методы;
Разберемся, что же такое функциональная грамотность?
Функциональная грамотность — это умение находить решение в сложной жизненной ситуации, опираясь на навыки, полученные в школе.
Этот термин появился еще в конце 50-х годов ХХ века и был обозначен ЮНЕСКО, как способность человека «пользоваться чтением, письмом и счётом для своего собственного развития и для дальнейшего развития общины (социального окружения)».
Как это связано с развитием российского образования?
Стратегическая цель России — к 2024 году попасть в топ-10 стран по качеству общего образования. Замер в формате тестирования проводится раз в 3-4 года среди 15-летних подростков. Рейтинг оценивает практические навыки школьников и умение применять академические знания в жизни. Это также показывает экономический и социальный потенциал страны, а не только уровень функциональной грамотности.
В рейтинге российские школьники традиционно оказываются примерно в середине списка, занимая средние позиции или ниже средних по различным блокам тестирования. В 2020 году из 79 стран Россия по совокупности результатов оказалась на 17 месте.
Что нужно уметь ученику, чтобы называться функционально грамотным?
Функциональная грамотность складывается их нескольких составляющих:
- Читательская — чтение и понимание текста (в том числе формулировки задачи, инструкции, вопроса);
- Математическая — не только расчеты, но и логичность, структурность мышления;
- Естественно-научная — умение объяснять различные явления с научной точки зрения, использовать исследовательские методы;
- Финансовая — умение принимать разумные финансовые решения;
- Креативное мышление — способность предложить нестандартный и творческий выход из ситуации;
- Глобальные компетенции — умение мыслить широко, адаптироваться к новым обстоятельствам, использовать коммуникативные навыки.
Соответственно, на уроках литературы в большей степени развивается читательская грамотность, алгебры и геометрии — математическая, географии, биологии, химии, физики — естественно-научная и т.д. Но при этом невозможно, например, решить задачу, если неправильно прочитать ее условие и не понять смысл или неправильно выполнить арифметические вычисления.
Поэтому гармоничное развитие функционально грамотного ученика можно реализовать только через взаимосвязь всех школьных предметов в образовательном процессе.
Ученики 8 и 9 классов: Шевкунов Илья, Кудряшов Владимир, Гоппе Федор, Кобылинская Мария, Плакса Павел, Сапельников Богдан, Пономаренко Вячеслав, Тонян Сусанна, Шамшура Александр, Крюков Данил, Колосов Даниил, показали способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать, использовать ее при решении учебных, учебно-практических задач, готовность интересоваться естественнонаучными идеями в повседневной жизни.
Может быть, функциональная грамотность — просто веяние моды?
Вообще говоря, это межпредметный навык. Он связан с метапредметными результатами освоения школьной программы, а конкретнее – с универсальными учебными действиями, УУД (личностными, познавательными, регулятивными, коммуникативными) — ключевым понятием ФГОС, которое сохранилось и даже стало более конкретным в новом стандарте, принятом в 2023 году.
Это значит, что функциональная грамотность — не просто новомодный тренд, а главная тенденция развития российского и мирового образования, которую уже сейчас должен брать на вооружение каждый современный учитель-профессионал.
Конечно, внедрение школьных знаний в реальную жизнь — не внезапное озарение экспертов образования, а многолетняя практика многих опытных и знающих педагогов. Активное обсуждение этой темы — лишь знак того, куда сместился фокус развития образования.
Например, значительные изменения в ОГЭ и ЕГЭ последних лет — тоже показатель влияния функциональной грамотности.
Во главе угла не просто знание фактов, дат или формул, но их практическое применение. Сделан акцент на то, что школа должна научить ребенка анализировать, систематизировать, отбирать и комбинировать данные, делать на их основе выводы.
Ученики нашей школы показали средние и высокие результаты в результате тестирования . Основной вопрос, на который отвечает исследование: «Обладают ли учащиеся пятнадцатилетнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т. е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?», ответим: «Да!», наши выпускники, заканчивая школу, обладают навыками и умениями, необходимыми для жизнедеятельности в современном обществе! |