Цель – открыть, привести в действие, автоматизировать позитивно окрашенные реакции на различные, в том числе стрессовые ситуации в жизни подростков. Задача – научить подростков самостоятельно находить и использовать резервы положительных эмоций, позитивные вербальные и действенные формы общения в трудные моменты жизни; научить некоторым приёмам саморегуляции эмоциональных состояний. На доске написано высказывание: Если вы думаете, что у вас все получится значит так оно и будет. Если вам кажется, что у вас ничего не выйдет, – так и случится. И в том, и в другом случае вы оказываетесь правы» Генри Форд Первый этап Упражнение «Комплименты». Участникам предлагается придумать тренинговое имя, заключающее в себе какую-то положительную характеристику. Далее в течение всего тренинга обращаться друг другу именно так. В рамках других тренингов на этапе знакомства надо будет представляться другим ребятам аналогичным образом: например, я — внимательный и хороший друг (самокомплимент). Разминка «Словарь антонимов» Ребята перебрасывают друг другу мяч, подбирая слова для противоположных эмоциональных характеристик .Например: «Хороший -плохой, раздражительный -эмоциональный, добрый –злой, вялый –энергичный, скучный –интересный и т.д.» Второй этап Вступительное слово психолога: Ребята, для всех нас не секрет, что наша жизнь полна стрессов, неурядиц. Каждый день мы сталкиваемся с ситуациями, вызывающими негативные эмоции и переживания. Сегодня мы попробуем научиться приемам, помогающим настроиться на позитив. Обращаю внимание на высказывание на доске.Слава «думаю,кажется…» в нем ключевые. Именно наши мысли формируют нашу реальность. Как известно, позитивное мышление делает и нашу жизнь позитивной! Послушайте старинную притчу: Однажды шаху приснился сон, в котором у него один за другим выпали все зубы. Шах позвал к себе мудреца и потребовал истолковать этот странный сон. «О, Великий! Я вынужден огорчить тебя» — сказал мудрец. «Твой сон говорит о том, что ты вскоре, одного за другим, потеряешь всех своих родных и друзей, они умрут». Шах остался недоволен такой трактовкой сна и позвал к себе другого мудреца, также повелев ему объяснить загадочный сон. Все великие книги говорили о том, что выпадение зубов во сне предвещает смерть родных и близких людей, однако ответ второго мудреца порадовал шаха. «О, Великий!» — сказал второй мудрец. «Ты увидел прекрасный сон! Он говорит о том, что ты проживешь очень долгую жизнь, переживешь всех родных и близких!» Посмотрите, как произошла смена негативного видения на позитивное? Сон не изменился, изменился угол зрения! Еще один пример. Давайте вспомним два понятия — «разведчик» и «шпион». Со словом «разведчик» сразу ассоциируются слова «подвиг», «доблестный», «смелый»-в общем, наш. А «шпион» — подлый, гнусный, хитрый, вынюхивающий враг. Если же мы обратимся к толковому словарю, то увидим, что оба они занимаются сбором информации, часто делая это в тылу врага. Так в чем же разница? В восприятии! И здесь использован несложный прием. Рефрейминг — это специальный прием, который позволяет изменить точку зрения человека на иную, порой даже противоположную. Он происходит от слова frame — рамка (рефрейминг — изменение рамки восприятия). Итак, сфокусируйте внимание на иных аспектах ситуации – и вы измените ее смысл. Измените смысл ситуации – и вы измените связанные с ней ощущения. Следовательно, изменится и поведение: у вас появится выбор! Но мы не призываем к лакировке действительности, а к тому, чтобы видеть самим и показывать другим ситуацию со всех сторон. В первую очередь следует руководствоваться таким тезисом: «Там, где одни видят проблемы, другие находят возможности». Важно отметить, что рефрейминг не подразумевает обмана и абсурда: он должен осуществляться только в рамках соблюдения истины и адекватности картины мира человека. Попробуем попрактиковаться Упражнение «Мозговой штурм» Найти в ситуации, даже самой неприятной, другую сторону, более позитивную. Предлагаю рассмотреть следующие ситуации: Например, «Приходя в школу мы только зря тратим время, которое можно было бы провести полезнее». Рефрейминг: «То, чему мы научимся, позволит нам в дальнейшем получить образование и профессию». Другой пример: «Сейчас мы изучаем много предметов, и это требует много времени и усилий». Рефрейминг: «Мы получаем возможность прочитать и узнать то, на что у нас когда-нибудь не будет времени». Ребятам предоставляется возможность придумать несколько ситуаций и найти позитивную сторону. Отметив негатив, мы показываем выгоду, используя незатейливый союз «зато». Например, «Совершил ошибку — зато теперь точно знаешь, чего не стоит делать в будущем». « Действительно, сейчас очень напряженная работа — зато она позволит успешно сдать экзамены.» « Требовательный учитель-зато…(ребята самостоятельно предлагают различные варианты): Скорее научишься. Точно будешь знать, что делать. Точно будешь уверен, что похвала действительно заслужена. Требует не только с вас, так что обижаться не на что. Зато все понятно и четко. Зато результаты хорошие. 1. Постановка в выгодный и правильный в данной ситуации ряд сравнения. «Действительно, много работы, но у Васи работы еще больше. Да, тратишь много времени на это задание, но вспомни — два месяца назад времени уходило в полтора раза больше, чем сейчас. А теперь попробуем подыскать из нашего жизненного арсенала примеры рефрейминга.С помощью психолога ребята находят примеры из жизни,кино,литературы,где был использовании прием смены негативного восприятия на позитивный. Например, из Гарри Поттера. Именно в этой книге учителем по защите от темных сил становится человек-волк Ремус Люпин. На своих уроках он показывает детям различных существ и учит управлять ими. Одним из таких существ стал боггарт. Он олицетворяет собой страхи людей. Оружие против боггарта – это смех. Нужно сделать свой страх смешным. Например, ученик Лонгботтом вообразил свой страх, профессора Снейпа, в женском наряде и с зонтиком в руках. Таким же образом человеку помогает рефрейминг. Он учит смотреть на вещи совершенно с другой стороны. Эпизод из книги М.Твена «Том Сойер и Геккльберри Финн», в котором Том красит забор. Третий этап Игра «Перевертыши». Цель: освоить на практике методику рефрейминга, помочь участникам преодолеть внутренние барьеры, страх, неуверенность, развить эмпатические способности участников как лидеров. Разбиваем группу на пары. В течение 5 минут в каждой паре партнеры обмениваются информацией о какой-либо черте характера/привычке, которая самим человеком воспринимается как негативная. Затем в течение 10 минут каждому участнику необходимо представить негативный фактор с его положительной стороны. Например, медлительность воспринимается как вдумчивость, недостаток храбрости – хорошей природной самозащитой. Желательно, чтобы ребята оформили свои высказывания в творческой форме. Например, разыграли сценку «вспыльчивый -зато отходчивый». На завершающем этапе занятия можно упомянуть ,что многие хорошие и смешные анекдоты тоже построены на принципе рефрейминга: На пеньке стоит Ёжик и кричит: – Я сильный! Я сильный! Я сильный! Рядом проходит Медведь, послушал – и как дунет на Ёжика. Того уносит в кусты. Ёжик встает и произносит: - Я сильный, но легкий! Обязательно необходимо отрефлексировать в заключении занятия: Как изменилось ваше настроение? Вынесли ли вы для себя что-нибудь полезное? Раздаются заготовки под «смайлики»,на которых ребята могут нарисовать рожицу, соответствующую их настроению. |