«Здравствуйте, ребята! Каждый год во всех школах Ростовской области проходит Урок занятости, на котором вам расскажут о профессиях, рынке труда и профессиональной ориентации.
Выбор профессии. Каким огромным смыслом наполнено, казалось бы, привычное словосочетание, сколько в нем скрыто эмоций, тревог, ожиданий! Кем стать? Этот вопрос задавал, задает и будет задавать буквально каждый школьник без исключения.
Как показывает опыт профориентационной работы со школьниками, далеко не все учащиеся выпускных классов представляют себе свою будущую профессию более-менее четко. И дело даже не в том, что они не могут определиться в своих способностях и возможностях. Им подчас просто недостает информации о состоянии рынка труда, профессиях, образовательных организация и др.
Ребята, расскажите, из каких источников информации можно узнать о профессиях? (интерактив).
В настоящее время ситуация на рынке труда Ростовской области складывается следующим образом.
Как вы думаете, в чем разница между спросом и популярностью, модой на профессию? (интерактив).
Разница заключается в том, что спрос на профессию – это потребность работодателей в большом количестве соответствующих специалистов, в то время как популярность профессии – это стремление большого количества людей ее приобрести. Наиболее популярные профессии далеко не всегда пользуются такой же популярностью на рынке труда.
Теперь давайте поговорим о способностях и возможностях. Каждая профессия предъявляет к человеку определенные требования. Одни профессии требуют от человека силы и ловкости, другие - преимущественно ума и аккуратности, третьи-общительности и сдержанности. Некоторые профессии требуют от человека практически одинаковых качеств. Профессии можно объединить в группы по предмету труда:
1. К профессиям типа «человек-человек» относятся профессии, связанные с медицинским обслуживанием (врач, медсестра, санитарка), обучением и воспитанием (воспитатель, няня, учитель, преподаватель, тренер), бытовым обслуживанием (продавец, проводник, официант), правовой защитой (юрист, следователь, полицейский).
Профессии этого типа предъявляют высокие требования к таким качествам работника, как умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать состояние людей, оказывать влияние на других, проявлять выдержку, спокойствие и доброжелательность, речевые способности.
2. Тип «человек-техника» включает в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств (каменщик, монтажник, сварщик, инженер-конструктор), эксплуатацией технических средств (водитель, кочегар, крановщик, токарь, швея-мотористка), ремонтом техники (слесарь-ремонтник, механик, электромонтер по ремонту оборудования).
Этот тип профессий требует от работника высокого уровня развития наглядно-образного мышления, пространственных представлений, технической осведомленности и сообразительности, хороших двигательных навыков, ловкости.
3. Тип «человек-знаковая система» объединяет профессии, связанные с текстами (корректор, машинистка, переводчик, библиотекарь), с цифрами, формулами и таблицами (программист, экономист, бухгалтер, кассир), с чертежами, картами, схемами (штурман, чертежник), со звуковыми сигналами (радист, телефонист).
Профессии этого типа требуют от человека способности к отвлеченному мышлению, оперированию числами, длительному и устойчивому сосредоточению внимания, усидчивости.
4. К типу «человек-художественный образ» можно отнести профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений (художник, журналист, модельер, композитор), с воспроизведением, изготовлением различных изделий по эскизу, образцу (ювелир, актер, закройщик, реставратор, столяр-краснодеревщик, цветовод-декоратор).
От человека в профессиях этого типа требуется развитый художественный вкус, высокая эстетическая чувствительность, богатое и яркое воображение.
5. Наконец, к типу «человек-природа» можно отнести профессии, связанные с изучением живой и неживой природы (микробиолог, агрохимик, геолог), с уходом за растениями и животными (лесовод, овощевод, зоотехник), с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных (ветеринар).
Таким образом, выбираемая вами профессия должна соответствовать вашим склонностям, личностным особенностям и характеру, а самое главное – способностям. Способности составляют важное звено вашей будущей профессии.
Прежде всего, вы должны понять, чего можно ожидать от своей будущей профессии, что оценивать, изучать и исследовать при выборе. Успешные профессионалы, то есть люди довольные своей профессией считают, что: профессия должна быть интересной, такой чтобы можно было найти работу по специальности и профессия должна соответствовать собственным возможностям. Если профессия соответствует способностям, желаниям и требованиям рынка труда, то в этой ситуации возможен карьерный рост и достойная заработная плата.
Вывод. Для того, чтобы правильно выбрать профессию, нужно соотнести свои способности, желания и изучить рынок труда.
Таким образом, можно сказать, что наиболее подходящая профессия - та, которая удовлетворяет трем условиям: Хочу, Могу, Надо. Графически этот выбор можно представить как пересечение трех окружностей-мотивов, а их общая площадь и есть тот самый вариант профессии, который вам предстоит определить:
А теперь, я желаю Вам удачи! Сделайте свой выбор!». |