Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Четверг, 22.08.2019, 07:43
МБОУ Никольская­ ООШ
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

                                                                
Меню сайта
Телефон доверия
Архив записей
Культура.РФ
Погода
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 147
Гости
Форма входа
Лучшие сайты
Независимая оценка
Выбор профессии
Навигатор доп.обр
Детское радио

Работа с «трудными» учащимися. Девиантное поведение подростков.

Специфика формирования идентичности в подростково-юношеском возрасте.

Изменчивость в социальной сфере всегда связана с деятельностью и выра­жается в поведении человека, которое представляет взаимодействие его с окру­жающей средой, опосредованное внешней и внутренней активностью подрос­тка. Качество процессов данного взаимодействия позволяет «делить» поведение на нормальное и отклоняющееся.

Нормальное (адекватное, адаптивное) поведение подростка полагает взаи­модействие его с микросоциумом, адекватно отвечающее потребностям и воз­можностям его развития и социализации. Отсюда отклоняющееся поведение может быть охарактеризовано как взаимодействие ребенка с микросоциумом, нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его индивидуальности и проявляющееся в поведен­ческом противодействии установленным нравственным и правовым обществен­ным нормам.

Внутри девиации выделяют такие ее формы, как девиантное, делинквентное и криминальное поведение.

•           Девиантное поведение — один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп. То есть этот тип поведения можно назвать антидисциплинарным. Типичными проявлениями девиантного поведения являются ситуационно обусловленные детские и подростковые поведенческие реакции, такие как демонстрация, агрессия, вызов, самовольное и систематическое отклонение от учебы или трудовой деятельности; систематические уходы из дома и бродяжничество, пьянство и алкоголизм детей и подростков; ранняя наркотизация и связанные с ней асоциальные действия; антиобщественные действия сексуального характера; попытки суицида.

Девиантное поведение рассматривается в широком и узком смыслах. В ши­роком смысле девиантным поведением можно назвать любые действия, кото­рые не соответствуют сложившимся в данном обществе нормам и социальным стереотипам. При таком подходе необходимо различать позитивную и негатив­ную девиацию.

Позитивная девиация — это такое отклоняющееся поведение, которое хотя и воспринимается многими как необычное, странное, но в то же время в основном не вызывает неодобрения. Это могут быть героические поступки, самопожертвование, сверхпреданность чему-либо или кому-либо, чрезмерное усердие, обостренное чувство жалости или сочувствия и т. д.

Негативная девиация, напротив, представляет те поведенческие отклонения, которые вызывают у большинства людей реакцию неодобрения или осуждения. Сюда можно отнести терроризм, вандализм, воровство, предательство, жестокое обращение с животными и т. д.

В узком смысле под девиантным поведением понимаются всякие негатив­ные и неодобряемые отклонения от общепринятых норм. Негативными форма­ми девиации являются патологии: пьянство и алкоголизм, токсикомания и нар­комания, проституция, суицид, правонарушения и преступность. Они дезорга­низуют систему, подрывают ее основы и наносят значительный ущерб в первую очередь личности самого подростка.

• Для делинквентного поведения в отличие от девиантного характерны повторяющиеся асоциальные проступки детей и подростков, которые складываются в определенный устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности из-за их ограниченной общественной опасности или недостижения ребенком возраста, с которого начинается уголовная ответственность.

Выделяются следующие типы делинквентного поведения:

  • агрессивно-насильственное, включающее оскорбления, побои, поджоги, садистские действия, направленные в основном против личности человека;
  • корыстное, с мелкими кражами, вымогательством, угоном автотранспорта и другими имущественными посягательствами, связанными со стремлением получить материальную выгоду;
  • распространение и продажа наркотиков.

Делинквентное поведение выражается не только во внешней поведенческой стороне, но и во внутренней, личностной, когда у подростка происходит дефор­мация ценностных ориентации, ведущая к ослаблению системы регуляции.

  • Криминальное поведение как противоправный поступок, который по достижении возраста уголовной ответственности служит основанием для возбуждения уголовного дела и квалифицируется по определенным статьям Уголовного кодекса РФ. Криминальному поведению, как правило, предшествуют различные формы девиантного и делинквентного поведения.
  • Дезадаптация как нарушение социально-психического состояния и поведения под воздействием внешних/внутренних причин может быть рассмотрена в качестве базового понятия, объединяющего все перечисленные определения отклоняющегося поведения человека. Многочисленны группы детей, подростков, юношей из благополучных и неблагополучных семей с выраженными симптомами социальной дезадаптации, среди них так называемые группы риска (молодежь девиантного поведения); сироты, оставшиеся без родительской поддержки, опеки, брошенные дети при живых родителях. Особого внимания заслуживают вынужденные переселенцы из Чечни, дети иммигрантов из стран ближнего зарубежья.

Следует также обратить внимание на одаренных детей из общего числа с нарушениями социальной адаптации и инвалидов. Предрасположенные к спонтанности и творчеству молодежные группы могут социализироваться как с позитивными, так и отрицательными установками. Среди обычных детей предстоит произвести отбор детей с задатками — склонностями к техническо­му творчеству, трудовой деятельности, нацеленных на приобретение рабочих специальностей. Многочисленна группа ребят, имеющих коммуникативные навыки и педагогические способности.

Формирование отрицательных идентичностей (соответствий) в подростково - юношеском возрасте — реальный факт, который требует внимания со сторо­ны здоровых сил общества.

 

...
Скачать книгу
Наш рейтинг
Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов
Печать страницы
Поиск по сайту
Наша история
Друзья сайта
  • Министерство Образования
  • Российское образование
  • ФЦ тестирования
  • Рособрнадзор
  • Неклиновское РУО
  • МБОУ ДОД ЦВР
  • Языковой центр ЛИНГВА
  • Читающий город
  • Таганрогская муз.школа
  • Детское радио
  • Сайт учителя рус.яз.Суховой
  • Сайт предметный
    Эффект перекатывания

    Календарь
    «  Август 2019  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
       1234
    567891011
    12131415161718
    19202122232425
    262728293031
    Галерея
    ...
    Запись в 1 класс
    Год театра
    Юбилей РО
    ...
    МБОУ Никольская ООШ © 2011-2019
                            Яндекс.Метрика