«В гости к А.П. Чехову…»
( сценарий театрализованного представления по юмористическим рассказам А.П.Чехова).
Учитель: Добрый день, уважаемые любители творчества нашего земляка А.П. Чехова, которому в этом году исполняется 155 лет со дня рождения. Антон Павлович Чехов вошел в литературу пародиями и юмористическими рассказами, вошел весело, но нельзя сказать, чтобы легко. Выйти впервые к широкой публике с пародией и начать общение с ней, в сущности, с высмеивания ее литературного вкуса, - на это отваживались не многие писатели. Жанр пародии прижился в раннем творчестве писателя, а начало писательского пути стало весьма оригинальным для русской классической литературы.
Обычно терпимый к недостаткам людей, Чехов как-то сурово высказался: «Не понимает человек шутки – пиши пропало! И знаете: это уж не настоящий ум, будь человек хоть семи пядей во лбу». Сам же он мог смеяться даже над собственным литературным стилем – свойство, доступное не многим.
Еще современники Чехова пытались определить природу его смеха, установить его своеобразие. Чаще всего Чехова-юмориста критика сопоставляла с Гоголем: у обоих смех сквозь слезы. Кто-то однажды переиначил эту формулу: слезы - сквозь смех.
Чеховский смех богат. Писатель смеется над тем, что по существу не очень весело, сочувствует тому, что как будто смешно. И еще умеет встать над своими героями – над их мелкими страстями и заботами, суетностью и корыстолюбием одних, прекраснодушием других.
Юмористические сюжеты Чехова разнообразны. И сегодня силами наших классных творческих коллективов мы познакомим вас с ними.
1 ведущий: Чехов входит наше сознание с детства. Ванька Жуков, Каштанка как-то незаметно для нас оказываются в пестрой толпе сказочных и литературных персонажей – рядом с Буратино и Красной шапочкой, Емелей и дядей Степой. Позже мы узнаем, что Чехов написал не только «Каштанку» и «Ваньку», но и многое другое. Наше представление о Чехове становится более разносторонним. Он смешит нас в веселых рассказах и заставляет задуматься о серьезном. В школе мы узнаем, каким он был человеком, каким писателем, и проникаемся огромным уважением к нему.
Стихотворение в исполнении учащихся 9 класса:
Ах, зачем нет Чехова на свете!
Сколько вздорных - пеших и верхом,
С багажом готовых междометий
Осаждало в Ялте милый дом...
День за днем толклись они, как крысы,
Словно был он мировой боксер,
Он шутил, смотрел на кипарисы
И, прищурясь, слушал скучный вздор.
Я б тайком пришел к нему иначе:
Если б жил он, - горные мечты! -
Подошел бы я к решетке дачи
Посмотреть на милые черты.
А когда б он тихими шагами
Подошел случайно вдруг ко мне -
Я б, склонясь, закрыл лицо руками
И исчез в вечерней тишине.
Саша Черный
Учитель: Знакомство с Чеховым-писателем в школе начинается с его юмористических рассказов. Они занимают в творчестве писателя особое место. Еще студентом он начинает сотрудничать в юмористических изданиях «Стрекоза», «Будильник», «Осколки». Своими маленькими рассказами начинающий писатель быстро приобрел известность. Эти произведения печатались под псевдонимами Антоша Чехонте, Человек без селезенки, брат моего брата и другими – известно всего свыше 50 чеховских псевдонимов.
1 ведущий: Юмор – не отдельная часть творчества Чехова, это его взгляд на мир, его видение жизни, неотделимое от иронии, трагикомической усмешки. В произведениях писателя смешное часто выглядит грустным, а грустное смешным. Благодаря этим рассказам можно увидеть весь кошмар происходящего и ужаснуться. А можно и посмеяться над этим миром глупцов и тунеядцев, лицемеров и пошляков.
Инсценировка рассказа «Толстый и тонкий» (Творческая группа "Фазан", режиссер-постановщик Н.Д. Смирнова).
2 ведущий: А.П.Чехов не специализировался на изображении какой-либо социальной группы или психологического типа. Чеховский герой – это «средний» человек и повседневная, обыденная жизнь. «Средний человек» у Чехова – это инженер, врач, учитель, помещик, крестьянин, чиновник и священник. В нем отсутствует какая-нибудь необычность, незаурядность, главное в нем – обыкновенность. Основную особенность чеховских рассказов составляло стремление рассмотреть людей разных сословий под единым углом зрения, найти закономерности, характеристики сознания этого «среднего человека». А в жизни любого человека рядом соседствуют добро и зло, любовь и ненависть, грустное и смешное.
Инсценировка рассказа «Случай с классиком»(5 класс).
1 ведущий: Характерной чертой рассказа как литературного жанра является сравнительно небольшой объем, что делает весьма затруднительным применение пространных описаний. Поэтому для писателя, работающего в этом жанре, особенно важно уметь передать идею с помощью художественных деталей, не бросающихся сразу в глаза мелочей, несущих огромную смысловую нагрузку.
Учитель: На уроках литературы и внеклассного чтения мы познакомились со многими юмористическими рассказами Чехова. Но внимательно ли мы их читаем? Проверим это, проведя викторину «Мир вещей Чехова».
-Перед вами лежат предметы. Для кого-то это просто вещи, а внимательному читателю они напомнят о произведениях, прочитанных ранее. Из каких они произведений, о чем они вам говорят?
1. Шинель, корзина с конфискованным крыжовником («Хамелеон»)
2. Гайка («Злоумышленник»)
3. Щипцы, «козья ножка» («Хирургия»)
4. Три револьвера («Пересолил»)
5. Пузырек с чернилами, ручка с пером, лист бумаги («Ванька»)
6. Фуражка, чемоданы, узлы («Толстый и тонкий»)
7. Рубль, мячик, краски, запонки, часы («Злой мальчик»)
2 ведущий: Рассказ-сценка – любимый жанр Антоши Чехонте. Писать он их начал еще в гимназические годы. Предлагаем вам посмотреть еще две инсценировки юмористических рассказов А.П. Чехова:
1. «Злой мальчик» в исполнении учащихся 6 класса;
2. «Жалобная книга» в исполнении учащихся 8 класса
Учитель. Смех Чехова – то веселый, то с оттенком лирической грусти, то легкий и светлый, то граничащий с сатирой, - поистине неисчерпаем. Это был художник, который вошел в литературу весело и ушел из жизни, насмешив жену (за несколько часов до смерти!) рассказом о курортниках, пропустивших гонг к ужину. Последний сюжет Чехова, как и его литературный дебют, был юмористический. И в этом, как во многом другом, он оставался верным своему таланту. Художественная литература обладает неоценимым качеством: она заражает нас высокой духовностью, очищает душу, заставляет задуматься над жизнью и даже побуждает к творчеству. Великие писатели учат нас отделять добро от зла, прекрасное от безобразного, искренность от фальши. И среди них Антон Павлович Чехов.
мероприятие подготовили учителя русского языка и литературы Е.А. Сухова, С.П. Шевченко |